воскресенье, 22 мая 2011 г.

АЛМАЗ И БРИЛЬЯНТ. Александр СИГАЧЁВ




III.    НА ПИРУ У ДИССЕРТАНТА

Гудят колокола святые, -
Живое эхо старины...
В них - звоны кубков золотые,
В них - стоны тяжкие страны...
  
   
    Роскошный холл  гостиницы «Националь» перед входом в ресторан  начал постепенно наполняться приглашёнными гостями Елены Александровны, дочери  состоятельного русского эмигранта, живущего во Франции. Елена Александровна только что защитила докторскую диссертацию в Московской консерватории по теме: «Музыка народного календаря в Православии». Оригинальность материалов её диссертации состояла в успешном сочетании музыки, духовности и литературы. Тема вызвала немало споров в учёном мире, поскольку отражала «двоеверие» в Православии: христианство в контексте язычества. Сама защита диссертации, критика оппонентов, споры в кулуарах были столь напряжены, что и предвкушение обильного, изысканного застолья, не охлаждало горячего запала дискуссии. Основная масса приглашённых гостей на банкет присутствовала на самой защите, но были также приглашены и другие лица, которые постепенно пребывали. Собрались ещё не все гости и потому не садились за стол, но стояли отдельными группами в холле гостиницы и беседовали…
     Елена Александровна была очаровательна и в приподнятом настроении. Роста она была выше среднего, стройна, изящна, уверена в себе, и производила на всех, безупречное впечатление. Одета Елена Александровна была в строгом длинном платье, не было на ней каких-либо украшений и это предавало ей какой-то своеобразный, строгий шарм, но её обаяние и лёгкость общения придавали ей неповторимое очарование, внушали безусловное уважение.
     Гости были самые разнородные по возрастам, характерам, манерам поведения. Были музыканты, литераторы, философы и  художники. Время от времени, Елена Александровна знакомила гостей друг с другом, каким-то образом определяла их к тому или иному кругу собеседников. Это было удивительно, как умело она поддерживала всё общество в нужном тонусе. Она с филигранной точностью улавливала, где в данной момент ей следует находиться, чтобы привнести вовремя нужный, по её выражению «звук камертона»: туда, где ослабевал огонёк беседы, и требовалось «зажечь» гостей, или привнести своё участие туда, где разговор слишком горячо возгорался, и требовалось несколько охладить его прохладным душем? Елена Александровна  постоянно прислушивалась и приглядывалась  к собеседникам, в каждую минуту она была наготове подать нужный настрой в обществе тактично и верно. Это напоминало дирижёра хора, который, словно держит в своих руках всё многоголосие, чтобы точно в нужный момент позволять отдельным голосам хора вступать и верно исполнять свои партии в хоре.
     Николай Зажигаев вошёл в холл гостиницы «Националь» в тот момент, когда гости начали постепенно приближаться к банкетному залу. Это происходило стихийно, незаметно, плавно, словно исподволь, но достаточно целеустремлённо. Одет Николай Зажигаев был просто. В руках он держал свой  мольберт, сложенный в виде небольшого деревянного чемоданчика. Он остановился посреди зала, чтобы осмотреться. Елена Александровна сразу же заметила его. Она специально пригласила Николая Зажигаева на этот банкет, чтобы запечатлеть на холсте это своё знаменательное событие. Она сразу отметила для себя, что сегодня Николай Зажигаев производил особое впечатление: в нём  проявилось нечто ещё более необычное, притягательное, что с лучшей стороны, отличало его от всех присутствующих на этом вечере гостей. Николай Зажигаев выделялся из всех присутствующих высоким ростом, статью и каким-то обворожительным обаянием; он был умён и, вместе с тем, скромным, наблюдательным, естественным… Елена Александровна подошла к нему, и подала ему руку…
     - Вы так пунктуальны, - сказала Елена Александровна, улыбаясь ему особенно приветливо, - по вашему приходу можно без сомнения часы на Кремлёвских башнях сверять…
     - Прежде всего, позвольте вас, Елена Александровна, поблагодарить за приглашение на это ваше торжество, - сказал в ответ Николай Зажигаев и при этом задержал её руку в своей руке значительно дольше, чем это следовало по этикету. - Пожалуйста, не сомневайтесь, - произнёс он, наконец, отпуская её руку, - я постараюсь достойным образом запечатлеть на полотне этот Ваш знаменательный вечер…
     Елена Александровна заранее поблагодарила его, предоставляя ему полную свободу действий. Она продолжила своё участие в каждой отдельной группе коллектива и предупредила всех гостей, что этот званый вечер будет живописать художник Николай Зажигаев; с тем, чтобы гости не смущались   пристального взгляда художника.  
      Между тем, гости интуитивно чувствовали, что столы уже накрыты и отягощены рядами несчётных изысканных блюд. Предчувствие скорой трапезы начинало значительно сковывать красноречие ораторов. Яркое  воображение позволяло им натурально чувствовать, что скоро уже сядут за общий стол. Это окончательно побеждало желание о чём-либо говорить. Гости всё ближе, словно ненароком приближались к заветным столам, стоящим в роскошном ожиданье своих посетителей. На столах, сквозь прозрачный лёгкий пар, сияли лакомые блюда. На больших хрустальных вазах в изобилии были груды златых даров десерта.  От возвышающихся пирамид фруктов ниспадали на белоснежную скатерть большие, тяжёлые гроздья янтарного винограда.
     Наконец, был подан знак к застолью, гости начали чинно рассаживаться по своим местам. Посыпались обильно один вслед за другим тосты, весело, не ленясь, поднимались и осушались до дна широкие бокалы с игривым вином… Давно известно, где пьют званые гости, там речи вздорны, но не колки. Голоса за столом смешались в один стойкий гул, собрание зашумело; стали хвалить на все лады друг друга и в особенности виновницу торжества. Вино всё более разнеживало гостей, разогревало их ум. Тут всё торжественно вставало и садилось, говорилось, шепталось и пелось. Все разом оставили свои скуки, соединяясь в шумный весёлый круг, не признавая чинов и званий, все делили счастливый досуг с румяным Богом. Гости перестали восхищаться фарфорами Китая, драгоценными хрусталями.
     И вот звездящаяся влага до предела развеселила сердца и взоры гостей, потопляя все их заботы. Послышались, душу волнующие, звуки скрипок и песни цыган; они ходили вдоль столов, песнями и музыкой обращались к каждому ликующему гостю. Нередко их гости вознаграждали щедрою рукой. И полились песни, как предания молодости гостей беспечной поре жизни юных лет. И пусть навсегда исчезла молодость, пусть светлой памятью ей будут стуки и звоны чаш, словно приманивая радости прошлых лет…
    Между тем, Николай Зажигаев не терял времени даром. У него уже почти готовы были все отдельные эскизы портретов присутствующих, исполненные в карандаше, сделано несколько композиционных схематичных набросков на ватмане для будущей картины. Одна из композиций, по-видимому, понравилась ему более других, и он сделал подпись над ней «Апофеоз двоеверия».  Николай отошёл от своей новой композиции на некоторое расстояние, чтобы взглянуть на неё со стороны. В это время к нему подошёл Отец Елены Александровны, Фёдор Михайлович Белоножкин. Он был довольно преклонного возраста, но несмотря на свои лета, держался молодцом. Фёдор Михайлович выделялся из всех присутствующих своим естественным, неподдельным интеллектом; взгляд его был спокоен и одухотворён. Весь этот вечер он скромно сидел неприметным у окна, в котором были хорошо видны рубиновые звёзды Московского Кремля. Поздним вечером пятиконечные звёзды были видны особенно отчётливо, казалось, они находились настолько близко, что стоило лишь распахнуть огромное окно, протянуть руку и дотронуться до них…
     - Вот уже и наметились общие черты предстоящей картины, - обратился Фёдор Михайлович к художнику, - теперь только краски успевай на кисточку набирать…
     - А вот здесь, Фёдор Михайлович, вы будете запечатлены в вашей казачьей форме, - улыбнулся в ответ Николай Зажигаев, - не узнаёте ещё себя?..
     - А вы знаете, узнаю, как это ни странно…
     - Вы, уважаемый Фёдор Михайлович, сразу попали в поле моего зрения и, между прочим, вы будете центральной фигурой в этой картине…
     - Не много ли мне чести окажете? Моя роль в этой жизни уже сыграна… Думаю, что мою Белую конницу мне уже не догнать… Нет, мне уже не воскресить моих милых сердцу станиц и хуторов, затерялась они где-то в донских степях вместе со знакомой радостью русских берёз…
     Фёдор Михайлович повернулся было, чтобы пойти и сесть на своё место, но, вдруг, словно вспомнив что-то давно позабытое, он резко повернулся к художнику и произнёс почти шёпотом, чем очень затронул какие-то невидимые струны души живописца: «Апофеоз двоеверия», это вы метко подметили… Очень метко… Вот в этой вашей художественной композиции мне явно видятся волны потопа, выплеснувшиеся из бокалов… Не так ли?
     - Скорее, из душ человеческих выплеснувшиеся, - добавил Николай Зажигаев, - ведь главная причина заключена в душах людей, а вино - это уже результаты следствия…
     - Да, по вашим наброскам мне пока ещё трудно различить общую картину в целом. Я, признаться,  знаток и ценитель картин небольшой… Вот о чём мне хотелось бы спросить у вас: «Веруете ли вы в Бога?»
     - Вопрос ваш, Фёдор Михайлович, совершенно неожиданный… Почему вы меня спросили об этом? – поинтересовался в свою очередь Николай Зажигаев, и внимательно посмотрел на старого Донского казака…
     - Этот мой вопрос проявился внезапно, под впечатлением ваших фрагментов и общего наброска эскизов композиции  будущей картины… Я почувствовал, что от этой вашей картины у зрителей может вера пропасть…
     - Так поэтому вы спросили: верую ли я в Бога?
     - Спросил-то я потому, что многие теперь не веруют. Они веруют или не веруют – всё это для себя, а у вас ведь, как я понимаю, идея такая - «двоеверие». Мне и во Франции об этом не раз говорили, что вот, дескать, у вас в России в Бога не верят, больше чем у всех других народов… Вот почему я и спросил вас об этом, чтобы лишний раз убедиться в этом…
     - Вы знаете, Фёдор Михайлович, я думаю так, что неверие и «двоеверие», это различные понятия. Вот диссертация Елены Александровны, как раз и посвящена тому, что  русское «двоеверие» – это наш уникальный путь в Христианстве…
     - Постойте, разве у нас в Православии политеизм? Разве у нас не монотеизм? У нас ведь Единый Бог…
     - У нас было длительное сосуществование дохристианских и христианских верований и это привело к компромиссу. Многие языческие, народные праздники (масленица, вербная, троица, покров, яблочный спас, медовый спас, радуница, Петров день, Ильин день, Купала и другие  отмечаются в Православных храмах).  Вот вам и «двоеверие». И нет в этом ничего плохого или крамольного. Это наш выбор, вот и всё…
     -  Но ведь имеется большое отличие обрядов языческого и православного календарей. Разве нет? 
     - Фёдор Михайлович, вы должны согласиться, что «двоеверие» выразилось в наложении и переплетении праздников обеих традиций. И на удивление, хорошо, удачно переплелось. Вот смотрите: Встреча весны - День Сорока мучеников, Велик день – Пасха, Похороны стрелы – Вознесение, Семик – Троица, Иван Купала – Рождество Иоанна Предтечи, Коляда – Рождество Христово и другие. Всё это, уважаемый Фёдор Михайлович, - наше с вами народное достояние. Мне ничего не приходится, не прибавлять и не убавлять, – это наше национальное характерное явлений в духовности и в культуре…
     - Николай, тут что-то не совсем так, как вы говорите. Наше Духовенство не разделяет ваших взглядов о «двоеверии»…
     - Вы знаете, Фёдор Михайлович, со времени крещения Руси обрядовые народные игрища не утратили своей актуальности и по сей день, «двоеверие» сохранилось не только в народной среде, но и среди духовенства.
     - Так вы ратуете за язычество?
     - Для самосохранения нации, необходимо поддерживать и развивать фольклор, народные традиции. Пока жива наша народная традиция – мы ощущаем себя народом, противостоящей культурно-идеологической экспансии Западной цивилизации, мусульманского мира, разрушительному воздействию глобализации…
     К собеседникам незаметно подошла Елена Александровна, оценивающе посмотрела на эскиз композиции будущей картины. Фёдор Михайлович без лишних объяснений предмета разговора с Николаем Зажигаевым, обратился к ней так, словно она уже принимала участие в их разговоре. - Слава Богу, у моей Елены научная работы посвящена музыкальному аспекту Православия, - сказал Фёдор Михайлович, глядя на Елену Александровну испытывающим взглядом, - и я надеюсь, что к «двоеверию» тема её диссертации имеет не столь значительное отношение…
     - Мой основной научный аспект народной музыкальной культуры в сфере Православия, - не задумываясь, заговорила Елена Александровна, - состоит как раз в том, что защищает компромисс «двоеверия» в Православии…. В своей научной работе я показала в развитии отечественных религиозных взглядов на народный календарь. Во время собственных многочисленных музыкально-этнографических экспедиций, было подтверждено проявление «двоеверия» в русском народном календаре. Обрядовая музыка тесно связана с земледельческим и скотоводческим календарём и поддерживает развитие народных календарных праздников…
     - Выходит, Лена, что и ты поддерживаешь музыкальные языческие представления в Православии? Так что ли мне это надо понимать?..
     - Да, именно так и следует понимать. Православная культура ассимилировала древнюю славянскую культуру, но сохранилось компромиссное равновесие языческих и православных верований. Нынче уже не удивительны участия священников в народных обрядах, подспудно
идёт реабилитация дохристианского Православного прошлого.  Все данные моих многолетних музыкально-этнографических экспедиций неопровержимо свидетельствуют о многообразных формах сочетания Православной и дохристианской обрядности. Факты, как всем известно, вещь упрямая…
     - А какие ещё имеются у тебя доказательства «двоеверия», кроме твоих личных материалов экспедиций?
     - Пожалуйста! Традиции язычества и христианства в их взаимодействии многопланово освещены а «Слове о полку Игореве» - величайшем памятнике мировой литературы XII века. В летописях  XIII века говорится о праздниках в честь «бесов» Купалы и Коляды. При Иване Грозном и митрополите Макарии обрядовые игрища не утратили своей актуальности, а «двоеверие» сохранялось не только в народной среде, но и среди духовенства.
     - Лена, но ведь ты мне говорила, что тебя в научных изысканиях интересовала музыка, а ты, как я вижу, пошла неизмеримо значительно дальше…
     - Музыкальные аспекты православия и язычества, только подтверждают всё сказанное мной. Традиционные дохристианские стилевые элементы в народной музыке и песнопениях, приуроченных к православному календарю, посвящены не только календарным песням, но и окалендаренным жанрам церковного певческого обихода. И по словесному содержанию подобные формы непосредственно связаны с христианскими представлениями. В музыкальной стилистике явно присутствуют  приёмы Никонианского православного пения и исполнительские элементы календарных песен… Вот так, Фёдор Михайлович.
     - Что же, по-твоему, если я правильно тебя понимаю, в Православных храмах исполняются календарные языческие песни? Так что ли?
     - Точно так, Фёдор Михайлович. Вот у меня в руках сейчас, как нарочно автореферат моей диссертации. Я дарю тебе лично один экземпляр с моим автографом. Там, начиная со страницы номер двадцать один, чёрным по белому сказано об этом. И вот я тебе специально подчеркну, начало: «Тропарь Пасхи «Христос Воскресе» близок календарному крестьянскому мелосу. Особенности вокального исполнения далеки от манеры пения в храме. Подчас изменён словесный текст в сравнении с Православным каноном» [1]. Далее читай  по тексту и будь счастлив.
      - И не надейся, мой ангел Леночка, что оставлю этот твой автореферат без детального анализа… Посмотрю с пристрастием, с карандашом в руке, а потом, тебе придётся давать мне исчерпывающие ответы. Согласна? Вот и хорошо! Вот и славно!.. А вам, молодой человек, уважаемый Николай Зажигаев, заранее приношу мои благодарения за предстоящую картину. Мне Леночка показывала ваше искусство живописи, её портрет, написанный вами на улице Старого Арбата. Вы настоящий мастер портрета. Редкий мастер. Жаль, что приходится вам подрабатывать на улице…
     - Да, я на вольных хлебах. Сами знаете, это всегда был нелёгкий кусок хлеба… Но я не падаю духом. Вот накоплю немного денег и отправлюсь живописать по дорогам дивного Востока. Это мая настоящая мечта. Недаром же говорится, что мечты сбываются…
     - Друг мой, одному сегодня путешествовать небезопасно, уверяю Вас. Я это знаю не понаслышке…
     - Я отправлюсь не один. Нас четверо. А четверо, как вы сами понимаете, -  это не то, что один…
     - А скажи, пожалуйста, только откровенно, Николай, если я тебе предложу, ты не откажешься от моей благотворительности? Будь уверен, Николай, я предлагаю это бескорыстно. Я всегда говорил, что истинному таланту надо помогать пробивать дорогу в искусстве, а бездарность, сама себе поможет пробиться…
     - Не стану от вас скрывать, Фёдор Михайлович, ваше предложение для меня сейчас, как нельзя, кстати, но вы же знаете, каков русский дух нашего характера…
     - Но я знаю и другое, что сейчас, может быть как никогда прежде, русский должен помогать русскому. Я хочу вам помочь без посредников, без всяких воровских благотворительных фондов. Хочу помочь вам, что называется, из рук – в надёжные, добрые руки…
     - Соблазн велик, Фёдор Михайлович, трудно мне отказаться от доброго, искреннего русского благотворительства. Но откровенно вам говорю, Фёдор Михайлович, не хочется мне быть благодарным только лишь на словах, но ума не приложу: как я смогу вас отблагодарить?..
     - Очень просто, друг мой, я организую во Франции выставку ваших картин, и мне это будет приятно…
     - Что ж, видимо, это судьба. А к судьбе нельзя быть не внимательным…
     - Да, это большой грех. Не стоит свою судьбу гневить…
     - Позвольте и мне засвидетельствовать ваши благородные порывы, друзья мои, - негромко произнесла Елена Александровна. Она крепко пожала им руки, и щёки её вспыхнули ярким румянцем…




 [1]. Фольклоризированный пасхальный тропарь находится преимущественно на Юго - и Северо-Западе России (Орловская, Калужская, Брянская, Смоленская Новгородская области). По характеру вокализации пасхальные тропари и сопутствующие им песнопения («Да воскреснет Бог», «Воскресения день») в музыкальном отношении они фольклоризированные. По календарным срокам исполнение пасхального тропаря и волоченных Христославных песен совпадает. В ритме, мелодике, фактуре, структуре сохранены архаичные черты. Имеются многочисленные примеры идентичности народной и храмовой музыки, связанной с периодом Пасхи (тропарь «Христос Воскресе», волочебные песни) и зимних святок (рождественские коляды, фольклоризированный рождественский тропарь, кондак, канон, васильевские и крещенские песни), Благовещением, Входом Господним в Иерусалим, Днём сошествия Святого Духа, днём поминовения Сорока мучеников, а также постовые жанры.
     В большинстве случаев, песни, приуроченные к Православным праздничным датам, связаны с евангельскими событиями по словесному содержанию. Музыкально они выдержаны обычно в стиле традиционных, дохристианских по происхождению обрядовых песен, как бы приспособив их издревле привычную стилистику к новому Православному содержанию.
     И вот ещё интересный детали песенного  «двоеверия»: идеи Просвещения, носившие интернациональный характер, также повлияли на храмовую и народную музыку. Пение по крюкам сменилось партесным, Устное бытование календарного мелоса заменилось пением по рукописным тетрадям, где фигурировали рождественские, постовые, пасхальные канты и псалмы. Анонимное творчество, вытеснялось авторским, свойственным новому времени. Календарная приуроченность в песнях поздней стилистики контролировалась вокруг важнейших общезначимых праздников всех христианских конфессий
: Рождества, Пасхи. Жанр колядки, имевший аграрный смысл, после принятия христианства был приспособлен к праздникам Рождества Христова, Васильева дня и Крещения. Между прочим, коляды и щедровки с чертами канта и псалмы были популярны в казачьей среде (оренбургские и черноморские казаки). Поздние духовные стихи (крещенские, а также в честь Николы Чудотворца) имели признаки «мещанского» романса.
     И ещё интересно отметить, что рождественские ритуалы и традиционные святочные увеселения в XVIII веке на Руси возникает вертепный театр, жанровыми составляющими музыки которого были: тропарь Рождества, канты, псалмы, духовные стихи, народные колядки, ритмизированная речь. В вертепном представлении переплелись традиционные изобразительные и музыкально-поэтические элементы. Религиозный аскетизм сменился чувственностью эпохи барокко. Таким образом, наблюдается пёстрое сочетание родственных по стилю, но не идентичных исходных музыкальных видов, псалма, кант, городской романс, духовные песнопения, а также частушка. В календарной музыке нового времени сочетаются архаические крестьянские элементы с городскими и околоцерковными 

Комментариев нет:

Отправить комментарий